Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Уважаемые родители!

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками). Затем усложните упражнение: во время выдоха язык пусть лежит на нижней губе.

Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Футбол

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч.Ворота – два кубика или карандаша.Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол»,вата должна оказаться между кубиков.

 

Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Снегопад

Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопад. Предложите ему устроить «снегопад» у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Листопад

Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Взрослый предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Листья можно вырезать разные: дубовые, кленовые, березовые. Научить ребенка узнавать листья деревьев. Это смогут даже неговорящие дети.

Бабочка

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Взрослый и ребенок произносят приговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На березовой ветке!

Затем взрослый предлагает ребенку подуть на бабочку, «чтобы она полетела». Ребенок делает длительный плавный выдох.

Кораблик

Взрослый и ребенок вместе делают из бумаги кораблик. Кораблик опускают в таз с водой. Таз должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

Одуванчик

Упражнение проводится на улице во время цветения одуванчиков. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Следите за правильностью выдоха!Одуванчик, до чего жТы на облачко похож.Страшно даже и взглянуть:Как бы облачко не сдуть.

Шторм в стакане

Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует в соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Чей пароход лучше гудит?

Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

Для детей старшего дошкольного возраста дополнительно можно предложить следующий
«Комплекс упражнений дыхательной гимнастики»:

«Часики» — стоя, ноги слегка расставлены, руки опустить. Размахивая руками вперед и назад, произносить: «тик-так». Повторить 10-12 раз.

«Петух»- встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку».

«Трубач»- сидя, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх. Медленно выдыхая, громко произносить: «п-ф-ф-ф».

«Каша кипит»- сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот – вдох, выпячивая живот – выдох. Выдыхая, громко произносить: «п-ф-ф-ф», повторить 3-4 раза.

«Семафор»- сидя, ноги вместе. Поднимите руки в стороны – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох, произносить: «с-с-с-с», повторить 3-4 раза.

«Паровозик»- ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Повторить в течение 20-30 секунд.

«На турнике»- стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднимать вверх палку, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – выдох. Выдыхая, произносить: «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Шагом марш!»- стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 – выдох. Выдыхая, произносить: «ти-ш-ш-ше». Повторить в течение 1,5 мин.

«Насос»- встать прямо, ноги вместе, руки опущены – вдох. Затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить: «с-с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

«Регулировщик»- стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом. Затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить: «р-р-р-р».

5 комментариев. Оставить новый

Veronichkae
26.12.2015 19:23

Уникальная серия развивающих программ создает пространство для непосредственного участия ребенка в развивающих играх и помимо получения положительных эмоций происходит всестороннее развитие детского мышления.

Ответить

Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не только вычислениями. Они участвуют в развивающих играх. Выполняют упражнения на развитие памяти, внимания, воображения и даже для глаз и осанки.

Ответить
SanyWhite
16.01.2016 23:26

Доброго времени суток всем с stranaz.by.

Тема очень понравилась и сохранил в закладки. Всем удачи и фарта и не держите не на кого зла, а начальнику stranaz.by жму руку за хороший проект!

Ответить
Bioletta
20.01.2016 03:43

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Ответить
geomineral.ru
10.06.2017 15:37

Чтобы занятия проходили в удовольствие, дети занимаются не только вычислениями. Они участвуют в развивающих играх. Выполняют упражнения на развитие памяти, внимания, воображения и даже для глаз и осанки.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *