Дошкольная логопедия

В дошкольном возрасте  чаще всего встречаются следующие речевые нарушения:

— алалия

— общее недоразвитие речи

— дислалия

— дизартрия

— заикание

  1. Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи в результате органического поражения коры головного мозга. При алалии нарушается все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Алалия неоднородна по проявлениям и степени выраженности. Несомненно одно, если ребёнок не говорит слова до 1,5 лет, надо срочно идти к логопеду. Советы типа «Подождите, сам заговорит», не только неуместны, но и вредны. Вы потеряете драгоценное время, так как процесс овладения компонентами языка (лексикой, грамматикой, звукопроизношением) совершается в определённой последовательности. Это важно, как и то, когда ребёнок сел, начал ходить и т.д.
  2. Общее недоразвитие речи – системное речевое нарушение. Страдает звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь. Конечно, степень нарушений компонентов языка может быть различной. Звукопроизношение может быть не нарушено, но нарушена слоговая структура слова (переставляет в словах звуки и слоги, сокращает количество слогов). К 4 -5 годам вы заметите, что у ребёнка бедный словарный запас или он неправильно употребляет суффиксы, окончания, приставки, испытывает затруднения в построении предложений.
    Если у ребёнка первично сохранен интеллект и нормальный слух, если ему во время оказана логопедическая помощь, то к моменту поступления в школу он будет находиться на достаточно высоком уровне речевого развития, чтобы успешно усваивать школьные знания.
  3. Дислалия  — это нарушение звукопроизношения. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искажённом их произнесении, заменах одних звуков другими или пропусках.

Порой нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. С такими детьми требуется индивидуальная работа над произношением. От своевременного формирования правильного произношения зависят нормальное речевое общение, успешное овладение школьной программой.
Произношение в основном формируется в дошкольном возрасте:

  • До 4 лет дети должны произносить правильно все звуки, кроме звука «Р»;
  • До 5-6 лет все звуки, включая звук «Р».

 Неправильное произношение может быть результатом нарушений:

  • В строении артикуляционного аппарата: отклонения в строении зубочелюстной системы, укороченная подъязычная связка и т.д;
  • Снижение слуха или проблемы со слухом;
  • Сформированность фонематического восприятия, благодаря которому ребёнок способен отличать одни звуки от других, различать близкие по звучанию слова.

  Но в то же время чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному произношению.
Для исправления недостатков произношения лучше всего обратиться к логопеду.

  1. Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
    Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. Часто родители путают эти нарушения — «Дислалия» и «дизартрия». Как правило, если популярно объяснять, самая главная отличительная черта дислалии от дизартии заключается в том, что при дислалии нарушен один, может быть два звука.  Дефектное произношение этих звуков быстро исправляется. А вот при дизартрии страдает произношение многих звуков, речь становится невнятной. Дефектное произношение исправляется тяжело и  правильно произносимые звуки долго закрепляются в связной речи. Самое важное, что должны уяснить для себя родители, что коррекция звуков при дизартрии требует систематической и системной работы, так как при дизартрии нарушается артикуляционная, мелкая моторика (пальцы рук) и общая моторика. Имеет место задержка речевого развития, речевая инактивность и вторичные нарушения лексико-грамматического строя речи. Обращение к логопеду необходимо. Важно набраться терпения и, самое главное,  любить своего ребёнка.
  2. Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

— невропатическая отягощённость родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции центральной нервной системы);

— невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряжённость);

— конституционная предрасположенность (заболевание  вегетативной нервной системы, особая подверженность психическим травмам);

— наследственная отягощённость (предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды);

— поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; после родов – инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

— физическая ослабленность;

— ускоренное развитие речи (3-4 года). Речь в этом возрасте быстро развивается. У многих детей наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер;

— скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими;

— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребёнком. Возникает эмоциональная напряжённость, которая нередко внешне разрешается заиканием.

— недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений.

Психические и социальные причины:

— психическая травма (испуг, страх);

— неправильное воспитание: избалованность, неровное воспитание;

— долгие конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции, неожиданные потрясения: состояние ужаса, чрезмерной радости;

— неправильное формирование речи в детстве: убыстрённая речь, нарушения звукопроизношения, речь на вдохе или быстрая речь родителей;

— перегрузка речевым материалом;

— подражание заикающимся;

— переучивание леворукости.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий и предполагает комплексный подход: лечебно-оздоровительный и коррекционно-педагогический. Коррекционно-педагогическую работу проводит логопед. Лечебно-оздоровительный – врачи: невропатолог (медикаментозное лечение), занятия по лечебной физкультуре, физио- и психотерапия.

Для заикающегося ребёнка важна спокойная обстановка в семье, бодрое, жизнерадостное настроение. В составлении распорядка дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. Для детей возбудимых, подвижных подбираются спокойные, нешумные игры и занятия. Заторможенных нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.

Общие знания о заикании не исключают необходимость индивидуальных консультаций о конкретном ребёнке. Родителям нужно присутствовать на логопедических занятиях, чтобы  практически ознакомиться с принципами подхода к преодолению заикания, с приёмами по предупреждению и устранению у детей речевых судорог.

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *